Главная Контакты

Мастер Класс по фото: Воспринимая, зритель заново переживает прошлое


До сих пор мы с вами говорили о влиянии памяти через опыт предыдущих восприятий. Поговорим теперь о втором виде воздействия памяти – об воспоминаниях прошлого.

Вы наверное замечали, что некоторые фотографии как бы аппелируют к прошлому, вызывая настальгию. Например, какая-нибудь городская жанровая сцена в духе советского фото, с автоматом по продаже газировки за три копейки на среднем плане, вызовет у современного зрителя куда больше симпатии, чем тот же вид, снятый сегодня и без автомата. Дело в том, что прошлое – это не только хорошо забытые проблемы, но и уже свершившееся время, непредсказуемости которого люди боятся больше всего. К «катализаторам ностальгии» как раз и относятся изображения предметов и лиц, принадлежащих ушедшим эпохам. Такие снимки вызывают не только воспоминания, но приятные душевные чувства, лёгкую грусть.

Не менее важны для восприятия и впечатления, сложившиеся в голову и сердце зрителя ещё в дошкольные годы. Поэтому какой-то пейзаж, скажем, разнотравный, может напомнить одному зрителю те времена, когда он был маленьким и отдыхал летом в деревне, бегал там босиком по лугу, ловил сачком маленьких голубых бабочек, наступил в коровью лепёшку, а потом пил парное молоко, в то время как другой зритель, не имеющий в запасе такого опыта босоногих переживаний, наоборот, равнодушно пройдёт мимо этого пейзажа. А если первый зритель имеет хотя бы немного узнаваемое имя в фотографии, то второй всю голову сломает, в попытках понять, чем эта фотография так хороша, коли понравилась человеку, «понимающему толк в искусстве».

 


Rambler's Top100